Семья Муджи. Арт-студия

Семья балийских художников Муджи ведет свою историю с 1927 года. "Мой дед был художником, - говорит нынешний глава семьи Ваян Муджи. - И отец тоже. Вся семья рисует!" Но если его дед и отец были скромными последователями традиционных балийских техник живописи, то Ваян превратил любимое дело в бизнес.

Семьи Муджи, арт-студия

Семья
Муджи
Страна
Индонезия
Род занятий
Арт-студия
Занято в бизнесе
35 человек
Возраст бизнеса
23 года
Уровень счастья
81%

В 1990 году в предместьях Убуда им была организована Muji art family painting studio. Убуд всегда считался городом ремесленников и художников, духовным центром Бали. Первая их галерея была расположена прямо на территории семейного дома, где в то время проживали Ваян и его младший брат Кадек с семьями. "Бизнес начинался очень тяжело, - вспоминает Кадек. - Ведь искусство не является предметом первой необходимости, это не еда и не одежда. Ваян просто брал полотна и ездил по всему острову, предлагая что-нибудь приобрести". Они печатали буклеты и раскладывали их в отелях, привлекая таким образом туристов. С ростом туризма на острове дела шли все лучше. В конце 90-х был настоящий бум, люди толпились у входа, ожидая возможности войти. Галерей в то время в Убуде было по пальцам пересчитать. "Доходило до смешного, - вспоминает Ваян. - Покупателей было очень много, они вереницей стояли в очередь к единственной кассе. У каждого подмышкой по картине, по две. А бедный кассир только один, потеет, боится ошибиться, чего-то иногда не понимает," - заливается Ваян от смеха.

Арт-студия, семья Муджи

Центральный вход в семейную галерею.

Арт-студия, семья Муджи

Ваян Муджи – глава семьи и основатель бизнеса.

Арт-студия, семья Муджи

Основным источником вдохновения для Муджи является балийская культура полная красок и света.

Поэтому уже в 2002 году Муджи смогли построить и открыть новую большую галерею, являющуюся сегодня центром выставки и продаж, а также самой большой из студий по совместительству. У Ваяна одиннадцать братьев и сестер, поэтому включая всех детишек, в семье Муджи насчитывается 87 человек. И тридцать пять из них - художники. Ошеломляющая цифра! Рисуют и мужчины и женщины, приобщая своих детей с ранних лет к семейному делу.

Арт-студия, семья Муджи

Здание второй галереи было построено в 2002 году и с тех пор является главной площадкой выставки и продаж.

Арт-студия, семья Муджи

Техника palette - жирные мазки создают впечатление объема

Первым делом Ваян предлагает ознакомиться с семейной галереей, оставляя провожатым своего племянника, а сам на время удаляется с покупателем. "Мы работаем как семья, в галерее нет ни рекламного отдела, ни отдела продаж. Все по-простому, - скромно улыбается Геде, племянник Ваяна. - Если на картину находится покупатель, то любой из нас, кто находится в этот момент в галерее, помогает покупателю связаться с автором. И если цена на полотно не указана сразу, то они сами уже договариваются о стоимости". На первом этаже размещаются картины подешевле - современные работы в стиле абстракционизма, натюрморты, портреты. На втором этаже находятся полотна более дорогостоящие, многие из которых выполнены в сложнейшей балийской технике. Они отличаются иконографическим, двухмерным изображением персонажей и высокой степенью детальности.

Арт-студия, семья Муджи

Геде – племянник Ваяна. «Мне нравится творить по ночам, это самое тихое время суток».

Арт-студия, семья Муджи

Залы семейной галереи.

Арт-студия, семья Муджи

Пейзажи тихой сельской жизни особенно востребованы у американского покупателя.

Арт-студия, семья Муджи

Рисовые поля и в жизни выглядят удивительно привлекательно.

Арт-студия, семья Муджи

Та самая традиционная балийская техника живописи, требующая не только особого знания повествования священных писаний, но и огромной усидчивости.

Арт-студия, семья Муджи

Современные вариации традиционной балийской техники – автор уходит от религиозных мотивов и добавляет больше ярких красок.

"Традиционно эти картины выполняются в черно-белом цвете, - рассказывает Геде. - Основной мотив взят из религиозных писаний, таких как Рамаяна, например". Именно такие картины рисовал дед Ваяна, несколько его работ хранятся дома как память. Сегодня, по мнению Геде, интерес покупателей к этому стилю живописи падает, такие работы слишком сложны для визуального восприятия, а стоят они не дешево. Поэтому молодое поколение предпочитает рисовать то, что более востребовано - абстракции, классические пейзажи острова, бытовые сцены из жизни простого народа. "Основными нашими покупателями являются австралийцы. Они как раз и предпочитают более современную живопись, - говорит Геде. - Есть также оптовые покупатели из США, предпочитающие большие полотна с рисовыми полями и иными пейзажами. Есть, конечно, и местные клиенты, из Джакарты и Денпасара".

Арт-студия, семья Муджи

Анга – сын Ваяна. На заднем плане его мать и сын.

Арт-студия, семья Муджи

На создание такого полотна уходит полтора-два месяца.

Арт-студия, семья Муджи

Местные балийские краски не отличаются хорошим качеством, поэтому Муджи закупают материалы американского производства.

Арт-студия, семья Муджи

Картинный склад. То что не вмещается в залы.

В галерее одновременно находится свыше тысячи полотен, но все эти сокровища охраняются абсолютно семейным образом. "Нет, сигнализации в галерее нет, - говорит Геде. - Но на ночь мы запираем двери и выпускаем собак". Кроме того, у семейной студии Муджи существуют определенные договоренности с туристическими агентствами, которые устраивают экскурсии по ремесленным мастерским Убуда. И если лет пятнадцать назад для привлечения туристов приходилось искать сотрудничества с отелями, то теперь с десяти утра и до часу дня они прибывают целыми автобусами к галерее. "Это время в галерее самое утомительное", - смеется Геде. "Да, и не самое продуктивное, - добавляет Кадек, освободившийся от переговоров с отелем, только что сделавшим у них заказ на полное оформление. - Привозят порядка двухсот человек, все они теряются по комнатам галереи, за всеми стоит приглядывать, потому что всегда найдется тот, кому непременно захочется потрогать полотно, поскоблить ногтем. И из этих двухсот только с десяток решаются что-нибудь приобрести". После часа дня в галерее вновь наступает благоговейная тишина. В студии на втором этаже мирно работают над пейзажами несколько кузенов. Еще одна студия находится на улице, прямо при входе в галерею. Всего у Муджи около 50 студий по всему острову. "Каждый из нас, конечно, имеет дома отдельное место для рисования, - объясняет Кадек. - Есть несколько студий в старой деревне, откуда родом наш отец. И, конечно, наша самая первая студия, оставшаяся в том месте, где мы начинали, на территории нашего семейного дома". Время для творчества у каждого художника свое, как придет вдохновение. Геде, например, часто любит работать по ночам, когда тихо. Гвардии молодых кузенов работают днем, потому как многие из них не женаты и вечернее время весело проводят с друзьями. Ваян и Кадек говорят, что выбирать не приходится: "Для работы нужно хорошее настроение, когда ты чувствуешь, что оно пришло, бросаешь все дела в галерее и садишься к мольберту". Последние пятнадцать лет Кадек рисует исключительно в традиционном балийском стиле. Такую привязанность к столь сложной технике он объясняет ее бесконечными возможностями. "Мне нравится тот философский ряд, возникающий под моей кистью, я имею возможность заново и в новых оттенках пересказывать историю наших богов, извечную борьбу добра и зла. Это очень сложная техника, но она бесконечно многогранна, можно десятилетиями изучать ее и совершенствовать, и не устанешь!"

Арт-студия, семья Муджи

Кадек – младший брат Ваяна и большой любитель кропотливой балийской техники живописи.

Арт-студия, семья Муджи

Кузены за работой.

Ваян, проводивший клиента, предлагает всем присесть за стол и выпить кофе. Он тоже когда-то усердно работал над высокодетальными работами. Но теперь из-за проблем со зрением перешел к созданию минималистичных ярких пейзажей в стиле палет. "Видите, с помощью этих шпателей масло наносится крупными жирными мазками, что придает картине дополнительный объем". У Ваяна очень проникновенный взгляд и мягкий голос, кажется, что он всегда пристально и аккуратно изучает мир вокруг себя, словно боясь нарушить некое равновесие. Когда жена Ваяна подает кофе, он шутит, что они тут только и делают, что пьют кофе. Муджи предпочитают местный кофе, а популярный нынче кофе Лувак, чьи зерна переварены животными, иронично называют уловкой маркетологов.

Арт-студия, семья Муджи

Ваян в стенах галереи выглядит крайне царственно и вместе с тем по-детски непринужденно.

Арт-студия, семья Муджи

Kamasan – cамый старый стиль традиционной балийской живописи. Одновременно Kamasan являет собой и балийский календарь, в котором 35 дней в месяце.

"Самым старым стилем традиционной балийской живописи является Kamasan, - начинает рассказ Ваян. - Вместо бумаги используют сухие прессованные листья растений. Рисунок наносится строго в определенной последовательности, основываясь на знаках зодиака. Здесь используются только натуральные краски, полученные из природных материалов". Ваян двумя пальцами придерживает Kamasan и дополняет, что это также является балийским календарем, используемым для отчета религиозных праздников. "В 60-х начался переворот в балийской живописи, - продолжает Кадек. - В Убуде группа художников начала комбинировать традиционный стиль с современными. Например, они исполнили традиционную технику, существовавшую до этого только в черно-белом варианте, в красках". Сегодня же искусство живописи на Бали встало на деловые "рельсы". Галерей и мастерских в районе Убуда открылась не одна сотня, конкуренция огромна. Но не смотря на это, дела в семейной арт-студии Муджи идут хорошо. "Наша галерея была одной из первых, мы вовремя начали, - улыбается Ваян. - У нас выработался свой стиль, вкус в работах. И не слукавлю, если скажу, что наш главный козырь - это качество!" Для своих работ Муджи покупают импортные краски из США, не скупятся на качественные холсты и инструменты. Багеты заказывают у местных мастеров по резьбе из дерева. "Не возможно создать что-то качественное из плохих материалов. Это нонсенс!" - восклицает Кадек. К тому же приходится быть проницательным и зачастую угадывать, а может даже и формировать желания клиентов. Поэтому все чаще Муджи рисуют абстракции, портреты красивых балийских женщин, незатейливые приятные взгляду морские пейзажи. При этом каждый член семьи владеет сложной техникой традиционной балийской живописи. "Это основа художественного воспитания, - улыбается Кадек. - Но кормят нас совсем иные полотна". Правда стоит отметить, что с картинами традиционной балийской техники Муджи участвовали в выставке в США. Это была их самая крупная международная выставка.

Арт-студия, семья Муджи

Первый этаж наполовину занят абстракциями и современными пляжными пейзажами, столь популярными у австралийского покупателя.

Арт-студия, семья Муджи

«Это 3D-техника», - гордо улыбается Геде. Из полотна и вправду торчит краска, похожая на сухую лапшу.

Согласно религии хинду, исповедуемой балийцами, весь мировой процесс цикличен. Все создается, живет и умирает. И во всем необходимо соблюдать баланс. Поэтому чтобы дать мозгу отдохнуть после напряженного рабочего дня, вся семья играет в бадминтон на заднем дворе галереи, каждый день с пяти часов. Бадминтоном увлекла всю семью старшая дочь Ваяна. Она была национальным чемпионом по этому виду спорта и теперь живет и играет в Новой Зеландии.

Арт-студия, семья Муджи

Бадминтон – спортивное увлечение всей семьи.

Арт-студия, семья Муджи

Каждый день в пять вечера на заднем дворе галереи собирается вся семья. Кто-то играет, а кто-то болеет!

Арт-студия, семья Муджи

Малышня воспринимает все просторы галереи как свою игровую площадку.

"Иногда мы открываем бутылочку вина, - улыбается Анга, сын Ваяна. - Его производят наши друзья, у них свои виноградники на востоке острова. А папа еще очень любит караоке!" Ваян утвердительно кивает, подтверждая слова сына: "Да, пение наравне с танцами и спортом - прекрасная разгрузка для сознания". Конечно, на этих играх собирается далеко не полный состав семьи Муджи. Собрать всю семью целиком удается только по большим праздникам в храме. "Работать с семьей приятно, - убежден и Ваян, и Кадек, и Геде, да и вообще все в доме. - Семья для балийца всегда на первом месте, поэтому работать с родными считается за благо. Мы учимся друг у друга, помогаем. Вместе отдыхаем и воспитываем детей". В студии же при галерее работают и обитают постоянно около двадцати человек. Галерея их дом, их рабочее место, их цитадель. Здесь как и положено балийскому дому есть свой храм, где каждый день женщины семьи проводят церемонии. В стенах галереи играют малыши, на заднем дворе проводит свой день столетняя мама Ваяна, скручивающая местный табак сигарку за сигаркой, и отгоняя иногда надоедливых куриц. День за днем проживает жизнь семья Муджи, не особо беспокоясь за будущее, передавая свои знания и навыки художников из поколения в поколение. "Для балийца гораздо важнее та жизнь, которая последует после смерти, - мягко улыбается Ваян. - Мы верим в реинкарнацию. И чтобы в следующей жизни стать вновь человеком, эту жизнь нужно прожить достойно. И мы стараемся, сохраняем доброе настроение, не злимся, не сетуем. Надеюсь этого будет достаточно, чтобы попасть в число переродившихся!"

Арт-студия, семья Муджи

Маме Ваяна 100 лет! Вот что делает с человеком тихая жизнь на свежем воздухе.

Арт-студия, семья Муджи

Помимо главной галереи есть еще одна, дела в которой так же не ждут.

Арт-студия, семья Муджи

Будущий художник. Интересно станет ли он продолжателем сложнейшей балийской техники или отдаст предпочтение чему-то более современному?

Арт-студия, семья Муджи

Как и в любом доме здесь есть семейный храм, где каждый день женщины проводят церемонии.

Арт-студия, семья Муджи

Подношения духам – вот единственное действие Муджи по привлечению удачи.

Расскажи друзьям! Подпишись на новости:

  • Аня 15 Июнь 2013

    Читала на одном дыхании. Я давно выписывала журнал Гео и покупала Вокруг Света. Так вот, ваши репортажи - лучшее, что я когда-либо видела. Спасибо за подробность и реалистичность. Захотелось жить на Бали.
    А еще подумалось после чтения: и что это я тут, в Перми, еще делаю?

Добавьте комментарий